Сущность СО как особого вида управления

Как можно было убедиться, работа по связям с общественностью многообразна по своим проявлениям, но в последнее время ее все чаще рассматривают как особый

вид управления. Попытаемся рассмотреть, каковы собственно управленческие ас пекты современных паблик рилейшнз и в чем состоит особенность этого вида управленческой деятельности.

Во-первых, отличительной особенностью является то, что в PR взаимодействи ях управлению подлежат как минимум два объекта:

общественность в широком понимании (в основном это социальные, профес сиональные или иные группы, различные организации и пр., т. е. на самом деле таких объектов может быть много);

сама организация, которая заинтересована в формировании положительного отношения к себе и своей деятельности. Поэтому PR-структуры являются не только Связующей, но и в определенной мере управляющей системой.

Такое управление относится к категории сложносовмещенного управления, направленного как на внешние по отношению к организации объекты, так и на са му эту организацию.

Во-вторых, объекты PR-управления являются принципиально различными. В частности, сама организация, как правило, является иерархически структуриро ванной системой, общественность же, как правило, система слабоструктуриро ванная и лишенная иерархии. В то же время у общественности есть свои цели и мотивы. Например, если речь идет о политике, то общественностью являются раз личные группы избирателей, имеющие различные цели и мотивы, которые поли тический PR должен учитывать и согласовывать.

В-третьих, в сложносовмещенной системе управления, в которой выступают структуры паблик рилейшнз, объекты не являются, строго говоря, равноправны ми. Сама организация с помощью PR-деятельности обычно выполняет, как у!же отмечалось, функции управляющей системы, а общественность — управляемой. Но об этом никогда не говорится, наоборот, постоянно подчеркивается, что конеч ная цель работы по связям с общественностью состоит в достижении управленче ского равноправия. Однако это чаще всего декларируемые цели, умело связанные с идеологией и философией PR. Организация, заинтересованная в формировании положительного отношения к себе, должна активно управлять этим процессом, но обязательно с учетом интересов управляемой системы.

В-четвертых, управляющая система для достижения своих целей должна воз действовать на управляемую систему, но это воздействие ни в коем случае не должно восприниматься как односторонне директивное, а тем более манипуля- тивное. Наиболее приемлемая форма представления такого воздействия — управ ляемый диалог. Однако в процессе любого диалога каждая сторона старается влиять на партнера, чтобы добиться желаемого. С этой целью осуществляются различные виды психологического воздействия на партнера по общению, такие, например, как убеждение, внушение, психологическое заражение, подражание и мода. Ины-ми словами, главным управляющим воздействием в PR-взаимодействиях являет ся воздействие психологическое. Именно оно помогает согласовывать интересы, с его помощью осуществляется обмен ценностями.



В-пятых, всякое управление, координация и взаимодействие будут продук-тивными, если они организованы и базируются на методологии системного под хода или руководствуются принципом системности. Следовательно, сама орга-

низация, ее ,PR-структуры и общественность должны в своих взаимодействиях представлять собой единую систему.

Эффективность работы этой системы зависит от соблюдения целого ряда условий:

необходимы точные и подробные сведения о характеристиках управляемого объекта. Неточность и неполнота сведений повлечет за собой снижение эф фективности управления и может стать источником конфликтов в системе;

управление должно иметь целенаправленный характер. Это означает, что должны быть четко сформулированы главные и промежуточные цели управле ния (что должно измениться в результате управления, когда, насколько и т. п.) на определенный период времени. Если цели сформулированы нечетко или во обще не определены, то результативность будет низкой или полностью отсут ствовать;

управляющая система должна обладать реальным управленческим ресурсом, который позволит изменить состояние управляемой системы. Типичной ошиб кой является назначение целей и принятие решений, не соответствующих воз-можностям управляющей системы, например организация масштабных РR-ак- ций без достаточного финансового обеспечения или при отсутствии специали стов в этом деле;



управляемый объект должен иметь возможность переходить из одного состоя ния в другое. Поэтому очень важно правильно определить пространства воз можных состояний объекта (в данном случае — общественности). Пространство состояний общественности в РR-управлении может определяться диапазоном интересов, целей, степенью управляемости, чувствительности к воздействиям и др.;

между управляющей и управляемой системами должны существовать различ ные связи — как прямые (воздействие на объект), так и обратные (отклик, ре акция на воздействие);

для эффективного управления взаимодействием с общественностью необхо димо иметь представительную и надежную систему критериев и показателей, которые позволят постоянно оценивать результативность действий.

Следует, наконец, подчеркнуть, что системы РR-управления, выстраивая при оритеты своей деятельности, должны учитывать действие многих факторов, осо бенно объединенных жесткими или неявно выраженными связями, и должны быть чувствительными к инновациям. Паблик рилейшнз — деятельность многогранная и творческая, в которой часто нет готовых рецептов решения проблем. Поэтому успешность ее осуществления во многом зависит от новаторского поиска новых подходов, методов и алгоритмов.

Основными субъектами политического РR выступают специально создавае мые службы и отделы для организации связей с общественностью в государствен ных и политических структурах, а также независимые РR-агентства.

Службы, создаваемые в структуре государственных органов. Они занимаются формированием имиджа руководителей, позитивного образа соответствующей государственной организации, обеспечением поддержки инициатив организации со стороны населения. Фактически речь идет о РR-службах, которые могут иметь разные названия — департамент общественных связей, отдел по связям с общест-

венностью, информационно-аналитический центр, департамент по управлению общественными связями, центр общественных связей и т. д., — но выполняют одни и те же функции. Эти функции состоят в налаживании сотрудничества с раз личными организациями и социальными группами; создании благоприятного об щественного мнения и завоевании расположения целевых аудиторий, отдельных социальных групп; обеспечении прочного социального престижа и высокого со циально-политического статуса руководства государственного органа.

PR-службы политических партий. Они особенно важны в периоды избира тельных кампаний. В это время партии проводят многочисленные акции, направ ленные на поиск поддержки избирателей и на оказание поддержки партийным кандидатам в избирательных округах. Однако в современных условиях становит ся все более очевидным, что создание благоприятной информационной среды, ве дение избирательной кампании требуют профессиональных навыков и умений. Поэтому в настоящее время в партиях создаются РR-службы, работающие на по стоянной основе и решающие задачу формирования позитивного образа соответ-ствующей политической организации в глазах общественности.

В США в республиканской и демократической партиях такие структуры воз никли еще в первой половине XX столетия. Сегодня соответствующие РR-служ- бы есть и у многих российских партий: «Единая Россия», ЛДПР, «Яблоко» и др.

PR-службы в неполитических организациях. Политическую роль они играют только тогда, когда пытаются оказать влияние (давление) на государственных должностных лиц или парламентариев с целью получения от них определенных льгот, привилегий, субсидий или принятия иных решений, позволяющих пред ставленным ими структурам укрепить свои экономические, финансовые и иные позиции в обществе. Фактически речь идет о лоббистской деятельности, которая обычно не афишируется, но на самом деле осуществляется службами по связям с общественностью различных промышленных, финансовых, коммерческих пред приятий. Именно эти службы становятся своеобразными мозговыми центрами лоббистской деятельности. В них работают профессионалы, связанные с фирмой служебной ответственностью.

Независимые PR-агентства, к которым можно отнести политические консуль тационные фирмы, оказывающие различные услуги действующим политикам. В перечень этих услуг входит и проведение РR-кампаний. Наиболее известны сре ди российских агентств Центр прикладных политических исследований ИНДЕМ (Г. Сатаров), Центр политических технологий (И. Бунин), Центр политического консультирования «Никколо М» (Е. Егорова и И. Минтусов), Фонд эффектив-ной политики (Г. Павловский), фонд «Политика» (В. Никонов) и др.

Объектом управления в паблик рилейшнз выступает общественность, с кото рой и необходимо осуществлять «связь». Что представляет собой общественность как объект управления? Данное понятие в РR-деятельности трактуется очень ши роко и точно не определено, поэтому:

если речь идет о государственном PR (в системе государственной службы или муниципального управления), то общественностью является население горо да, региона или всей страны, а также организации, осуществляющие свою дея тельность в отдельном территориальном образовании;

когда осуществляется политический РR, то объектом управления, как правило, становятся электоральные группы, т. е. избиратели.

Население — электорат как объекты управления политического PR отличают ся тем, что здесь нет иерархии и четкой структуры. К тому же такие объекты, напри мер электорат, не являются чем-то единым и целостным, они представляют собой конгломерат различных групп, члены которых объединены общими целями, инте ресами, профессиональной или социальной принадлежностью и т. д. Кроме того, отмечено, что однородность подобных групп усиливается функционированием их специфического информационного пространства — определенные группы предпо читают одни и те же газеты, телевизионные или радиоканалы, у них своя система коммуникаций. Данная групповая однородность PI сходство интересов позво ляют осуществлять целенаправленное воздействие на группы, управлять ими. С этой целью в политическом PR осуществляется социально-психологическая стратификация избирателей, мониторинг основных характеристик электората, направленности его активности, чувствительности к управленческим воздействи ям. Обычно это делается с помощью социологических опросов.

По данным О. П. Кудинова, в нашей стране существует примерно семь основ ных групп избирателей как объектов политического PR, отличающихся определен ным психологическим сходством, это: апатично-индифферентные, стереотип ные, неинформированные, эмоциональные, идеологизированные, рационально вос принимающие, моральные. Каждая из этих групп имеет свои особенности поведе ния и политико-идеологические предпочтения, свою систему базовых ценностей, которая и влияет на их активность в условиях выбора. Обычно это уровень и об раз жизни, состояние здравоохранения, интересная и хорошо оплачиваемая рабо та, жилищный вопрос, включающий коммунальные услуги и их оплату, возмож ность дать достойное образование детям, безопасность жизни и т. д. Значимость базовых ценностей зависит от региональной специфики. Определяется их уро вень, осуществляется мониторинг их изменения, определяются показатели удов-летворенности базовых потребностей людей, т. е. детально изучаются характе ристики электората как объекта воздействия. И уже на этой основе создаются предвыборные платформы, программы, раздаются обещания.

PR в системе государственной службы также предусматривает углубленное комплексное изучение различных групп населения как объектов управления. При этом осуществляется анализ экономических, социально-демографических, политических и иных характеристик этих групп и их представителей. Значи тельный интерес в последнее время отмечается по отношению к социально-пси хологическим характеристикам различных групп населения, поскольку они не только отражают сложившуюся систему отношений населения, но и сильно влияют на направленность его активности.

Возрастающая роль влияния социально-психологических характеристик на шла свое отражение в концепции «психологического пространства» региона как информационной основы управления. Под психологическим пространством по нимаются доминирующие устойчивые и динамичные настроения, эмоции, уста новки, симпатии, ценности и отношения, характерные для основных активных групп населения региона. Идея «психологического пространства» региона и его мониторинга была выдвинута при изучении социальной напряженности, самым очевидным проявлением которой является протестное поведение.

Мониторинг психологического пространства позволяет вовремя выявить (или спрогнозировать) возникновение напряженности, определить тенденции его изменения, разработать меры по компенсации или устранению негативных прояв лений.

Для эффективного воздействия на население создаются специальные службы (социально-психологические, службы мониторинга психологического простран ства и др.), которые могут предоставить все необходимые сведения для осуществле ния РR-управления на государственной службе. При этом огромную роль в про цессе регионального управления играют средства массовой информации, обеспе чивающие взаимодействие с населением, воздействие на него.


5283056275987007.html
5283096255342767.html
    PR.RU™