Особенности медицинского наблюдения за детьми подросткового возраста. Порядок проведения обязательных профилактических медицинских осмотров детей подросткового возраста

Период старшего школьного возраста и подростковый период – это период полового созревания или пубертатный период. Он начинается с 13-ти летнего возраста и продолжается до 17 - 18 лет. Для этого возраста характерны резкие изменения в эндокринной системе с преобладанием функциональной активности половых желез. Наблюдается возникновение и развитие черт, характерных для пола: вторичных половых признаков, пропорций тела и функциональных особенностей различных органов и систем. Происходит интенсивное психологическое развитие, формируется воля, сознание, мораль, характер и личность подростка, выраженное стремление самоутверждения.

Биологический возраст ребенка – это индивидуальный темп развития отдельно взятого ребенка, который может не соответствовать ее календарному возрасту. Биологический возраст определяется по морфометрическим, физиологическим, метаболическим и иммунологическим признакам, которые максимально приближены к средним возрастным величинам и имеют место у 50% здоровых детей некоторой возрастной группы. Биологический возраст ребенка базируется на доминировании среднего биологического возраста отдельных тканей органов и систем организма с незначительными отклонениями, которые определяют гармоничность или дисгармоничность физического и нервно-психического развития ребенка. Вследствие этого выделяют такие понятия, как ретардация (брадигенез) и акселерация (тахигенез), что означает дисгармоничность с отставанием или опережением развития некоторых систем. Для определения биологического возраста ребенка используют простейшие маркеры, которые имеют наивысшую степень корреляции с биологическим созреванием. Для детей подросткового возраста это замена молочных зубов на постоянные, длина тела, и признаки полового созревания. В специальных исследованиях биологический возраст определяется рентгенологическим методом по количеству островков и ядер окостенения. Несоответствие между биологическим и календарным возрастом ребенка может указывать на наличие патологии или неблагоприятных условий для нормального развития систем организма.

Ребенок развивается не только как представитель биологического вида, но и как личность, которая кроме процессов развития и биологического созревания проходит сложный путь социализации. Это все формы общения, взаимодействия с другими людьми, налаживания отношений взаимопонимания, взаимоуважения, взаимопомощи, совместного решения актуальных жизненных задач. Социализация – это всегда параллельный с физическим развитием и биологическим созреванием процесс. Для социализации нужен как положительный, так и негативный личный опыт общения и взаимодействия, сострадания, любви и опыт разнообразной деятельности. Прежде всего, это навыки самообслуживания, затем труд, творчество, умение защитить себя и ближних. Социализация включает в себя принятие и овладение всем культурным и научным наследием родителей, родины, всего человечества.



Важнейшим стимулятором социализации ребенка считается семья, затем игры, сказки, литература, кино. Следующими факторами активной социализации есть школы, увлечения, творчество. Среда социализации не всегда бывает оптимальной, потому и социализация ребенка и его будущая судьба в обществе также не всегда достигает оптимального развития. Уровень социализации человека определяется способностью его принимать ответственные решения, достигать независимого положения в обществе, обеспечивать свою семью, воспитывать своих детей, вносить вклад в создание материальных благ и защиту природной среды.

Диспансеризация детей подросткового возраста – это динамическое наблюдение и организация лечебно-оздоровительных мероприятий среди здоровых детей и детей с выявленной патологией. Участковый или семейный врач должен осматривать здоровых детей каждый в год в начале учебного года. Один раз в год обзор педиатра должен совпадать с осмотром врачей-специалистов: невропатолога, окулиста, отоларинголога, хирурга-ортопеда, стоматолога. Проводятся такие лабораторные исследования: анализ крови, анализ мочи, анализ кала на яйца глистов.

Все сведения о выявленной патологии врач заносит в "Контрольную карту диспансерного наблюдения", указывая в ней объем и характер необходимых мер, направленных на предотвращение рецидивов заболевания, фиксируя количество осмотров в течение года.

Среди патологических состояний у детей подросткового возраста наибольшее значение имеют психоневрозы, функциональные расстройства сердечной деятельности (функциональной кардиопатии, вегетативной дисфункции и др.), дисфункции эндокринных желез (явление гипертериозу, ожирения, сахарный диабет и др.), а также заболевания пищеварительного тракта (гастрит, дуоденит, язвенная болезнь).


5225431342539069.html
5225490170193982.html
    PR.RU™