Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта. Общая характеристика.

Уголовная ответственность за преступления против безопасности дви­жения и эксплуатации транспорта предусмотрена нормами главы 27 УК. Объединение преступлений, посягающих на нормальную деятельность транспорта в единую главу, обусловлено общностью родового объекта.

Видовым объектом рассматриваемой группы преступлений является безопасность движения и эксплуатации транспорта (водного, воздуш­ного, железнодорожного, автомобильного и трубопроводного). Как эле­мент общественной безопасности в широком смысле безопасность дви­жения и эксплуатации транспорта представляет совокупность сходных общественных отношений, возникающих по поводу обеспечения безо­пасности жизни и здоровья людей, сохранности материальных ценно­стей в процессе движения и эксплуатации морского, речного, воздушно­го, железнодорожного, автомобильного и трубопроводного транспорта.

Обеспечению состояния безопасности движения и эксплуатации транспорта как средства охраны жизни и здоровья граждан, а также сохранности материальных ценностей, предупреждения возникновения транспортных происшествий, аварий и катастроф способствует разраба­тываемый государством комплекс мер политического, экономического, организационного и правового характера. Правовые основы обеспече­ния безопасности движения и эксплуатации транспорта регламенти­рованы Федеральными законами от 25 августа 1995 г. «О федеральном железнодорожном транспорте», от 10 декабря 1995 г. «О безопасности дорожного движения», другими законами и подзаконными правовыми актами.

С объективной стороны преступления против безопасности движе­ния и эксплуатации транспорта могут совершаться путем как действия (например, приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения — ст. 267 УК), так и бездействия (например, неоказание ка­питаном судна помощи терпящим бедствие — ст. 270 УК). Особенно­стью преступлений, посягающих на безопасность использования транс­портных средств, является то, что диспозиции норм уголовного закона, определяющие их признаки, являются бланкетными. Поэтому для уста­новления наличия состава конкретного преступления против безопас­ности движения и эксплуатации транспорта всякий раз необходимо обращаться к законам и другим нормативным актам, регламентирую­щим правила безопасности движения и эксплуатации морского, речно­го, воздушного, железнодорожного, автомобильного и трубопроводного транспорта.

Составы большинства преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта сконструированы как материальные. Условием уголовной ответственности в этих случаях является наступление указанных в законе общественно опасных последствий в виде причинения тяжкого вреда здоровью человека (ст. 264, 266, 268, 269 УК), или причинения тяжкого вреда здоровью человека либо крупного ущерба (ст. 263, 263', 267 УК).



При совершении некоторых преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта предусмотрена повышенная ответственность за причинение таких последствий, как смерть человека или гибель двух и более лиц (ст. 263, 264 УК и др.). Составы двух преступлений — неоказание капитаном судна помощи, терпящим бедствие (ст. 270 УК) и нарушение правил международных полетов (ст. 271 УК) — сконструированы как формальные.

С субъективной стороны все преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта, кроме двух (указанных в ст. 270 и 271 УК), являются неосторожными, о чем свидетельствует содержащееся в самом законе указание на неосторожное причинение вредных последствий.

Субъектом преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта является лицо, достигшее возраста 16 лет. Субъектом отдельных преступлений может быть лицо, наделенное специальными признаками, например, в силу выполняемой работы или занимаемой должности обязанное соблюдать правила безопасности движения и эксплуатации транспорта (ст. 263 УК), управляющее транспортным средством (ст. 264 УК).

Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта представляют собой предусмотренные уголовным законом общественно опасные деяния, посягающие на общественные отношения по поводу обеспечения безопасности жизни и здоровья людей, сохранности материальных ценностей в процессе движения и эксплуатации морского, речного, воздушного, железнодорожного, автомобильного и трубопроводного транспорта.

Все преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта можно подразделить на две группы: 1) преступления, непосредственно связанные с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств (к ним относятся общественно опасные деяния, предусмотренные ст. 263, 2631, 264, 266, 271, 271' УК); 2) преступления, непосредственно не связанные с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств (в эту группу входят общественно опасные деяния, предусмотренные ст. 267-270 УК).


5223919750188584.html
5223977931000942.html
    PR.RU™