Требования к оформлению доклада

ПРЕДИСЛОВИЕ

Опыт написания научно-исследовательских работ студентами НСИ показывает, что основные затруднения в данной учебной деятельности связаны со следующими проблемами.

1. Выбор проблематики исследования и формулирование его темы.

2. Подбор и использование библиографии.

3. Незнание или неумение пользоваться методологией исследования.

4. Определение актуальности, новизны, практической значимости исследования.

5. Затруднение в грамотном формулировании гипотезы.

6. Незнание различий между рефератом и курсовой работой, между курсовой и выпускной квалификационной работой, между выпускной квалификационной работой и дипломной работой.

7. Планирование и распределение времени написания исследовательской работы.

8. Трудность в планировании, проведении и описании исследования.

9. Затруднения в оформлении приложения (сводные таблицы, диаграммы, гистограммы, графики и т.п.).

10. Неумение пользоваться научным языком.

Данное учебно-методическое пособие помогает решить указанные проблемы в организации и оформлении научного исследования в соответствии с требования, предъявляемым к научно-исследовательским работам.

Предлагаемое пособие содержит определения, рекомендации к написанию и оформлению основных видов самостоятельных и научно-исследовательских работ, выполняемых студентами кафедры социологии, экономики и менеджмента НСИ (далее кафедры СЭМ): доклад, контрольная работа, реферат, курсовая работа, выпускная квалификационная работа, дипломная работа.

Пособие рекомендовано для студентов 1-5 курсов. В работе учтена специфика очного и заочного обучения.


КОНСПЕКТ

Конспекты источников бывают нескольких видов: плановые, свободные, текстуальные и тематические.

1. Плановый конспект - конспект книги по ее содержанию: разделам, главам и параграфам. Такой конспект полностью отражает структуру книги.

2. Свободный конспект - конспект, сочетающий цитаты с собственным пересказом содержания отдельных разделов.

3. Текстуальный конспект - конспект в виде собрания цитат, которые передают основное содержание книги через авторские высказывания наиболее важных идей.

4. Тематический конспект - конспект, в котором цитаты из разных источников или пересказ авторских мыслей группируются по рубрикам, раскрывающим содержание темы.

ДОКЛАД

Первое, с чем приходится сталкиваться студенту в процессе обучения - это подготовка доклада.

Доклад - это вид самостоятельной работы, используемый в учебных и не учебных занятиях, способствующий формированию навыков исследовательской работы, расширяющий познавательные интересы студентов, формирующий способность сопоставлять точки зрения и критически мыслить.

Доклад является самостоятельной учебно-исследовательской работой студента, на тему, предложенную преподавателем. Возможен самостоятельный выбор темы студентом на интересующую его проблему, при этом она должна затрагивать проблематику изучаемого курса и быть согласованной с преподавателем.



Доклад на 1 курсе выполняется под руководством преподавателя, который помогает выбрать необходимую литературу и структурировать текст доклада, позднее - данный вид работы носит самостоятельный характер.

Объем доклада составляет 3-6 страниц.

Этапы работы над докладом

1. Выбор или формулирование темы.

2. Подбор и изучение основных источников (как правило, при разработке доклада используется не менее четырех источников).

3. Обработка и систематизация информации.

4. Разработка плана доклада.

5. Написание доклада.

6. Определение выводов.

7. Обсуждение доклада с преподавателем.

8. Публичное выступление по изученной теме и её обсуждение в аудитории. Выступление с докладом не должно превышать десяти минут.

9. Анализ и рефлексия проделанной работы. Определение возможных перспектив дальнейшей работы над темой.

Структура доклада

1. Титульный лист (см. Приложение А).

2. Развернутый план, на основе которого делается выступление.

3. Основной текст, разбитый на абзацы, а при необходимости на параграфы.

4. Список использованных источников.

Требования к оформлению доклада

1. Объем доклада может колебаться от трех до шести печатных страниц, все приложения к работе не входят в её объём. Правила оформления текста представлены в разделе 7 данных методических рекомендаций.

2. Доклад должен быть выполнен последовательно с сохранением логики изложения, научным языком.

3. В тексте доклада должны иметься ссылки на используемые источники. Ссылки на источники и правила оформления списка используемых источников представлены в разделе 8 данных методических рекомендаций.

Содержание выступления по докладу

1. Обращение к аудитории. Например: «Уважаемые коллеги! Вашему вниманию представляется доклад на тему....».

2. Основные тезисы доклада с примерами и пояснениями.

3. Обращение к аудитории с просьбой задавать вопросы (перед ответом на вопрос докладчик должен поблагодарить спрашивающего).

4. Заключительное обращение к аудитории с благодарностью за внимание и вопросы.

Критерии оценки доклада

1. Соответствие содержания теме доклада.

2. Глубина проработки материала.

3. Последовательность изложения.

4. Ответы на вопросы аудитории.

5. Соответствие оформления доклада требованиям.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Контрольная работа - одна из форм проверки усвоенных знаний, получение информации о характере познавательной деятельности студента в рамках изученной темы, уровня самостоятельности и активности студентов в учебном процессе, эффективности методов, форм и способов учебной деятельности.

Различают контрольные: аудиторные, домашние, текущие, экзаменационные, письменные, практические, фронтальные, индивидуальные.

Отличительной чертой письменной контрольной работы является её большая объективность по сравнению с устным опросом. Виды и характер письменных контрольных работ, их разнообразие зависит от содержания и специфики изучаемой дисциплины, уровня общего развития студентов. Важно, чтобы система заданий письменных контрольных работ выявляла как знания студентов по определенной теме (разделу, курсу), так и понимания сущности изучаемых предметов и явлений, их закономерности, умение самостоятельно делать выводы и обобщения, творчески использовать знания и навыки. Ответы на вопросы должны быть конкретны, логичны, по теме, с выводами и обобщением, проявляя собственное отношение к проблеме. Из выше сказанного следует, что контрольная работа - это своеобразный письменный экзамен, который требует серьезной подготовки. На кафедре СЭМ домашние контрольные работы часто используются при заочной и очно-заочной форме обучения, где учебным планом предусмотрено определённое их количество и сроки выполнения.

РЕФЕРАТ

Реферат (от лат. refero - сообщаю) - краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания научного труда (трудов), литературы по определенной теме. Это самостоятельная научно-исследовательская работа студента, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы, излагает различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее. Содержание реферата должно быть логичным; изложение материала должно носить проблемно-тематический характер, тематика рефератов обычно определяется преподавателем, но в определении темы инициативу может проявить и студент. Прежде чем выбрать тему реферата, автору необходимо выяснить свой интерес, определить, над какой проблемой он хотел бы поработать, более глубоко ее изучить. Тема реферата может выбираться студентом самостоятельно, но с согласия преподавателя, либо выбираться из списка, предоставленного преподавателем.

Реферат должен продемонстрировать приобретенные студентом навыки логически связанного изложения управленческих (экономических, социологических) проблем, знание источников, умение оперировать категориальным аппаратом изучаемой специальности. В процессе работы студент должен проявить свои индивидуальные способности к творчеству, показать умение разбираться в управленческих (экономических, социальных) вопросах, систематизировать теоретический материал по избранной теме, делать самостоятельные выводы. Объем реферата составляет 15-25 страниц.

Этапы работы над рефератом

1. Формулирование темы. Она должна быть не только актуальной по своему значению, но и оригинальной, интересной по содержанию.

2. Подбор и изучение основных источников по теме (как правило, при разработке реферата используется, не менее 10 различных источников).

3. Обработка и систематизация информации.

4. Разработка плана реферата.

5. Составление библиографии.

6. Написание реферата.

7. Консультация с преподавателем, анализ получившейся работы, её дальнейшее совершенствование, подготовка защиты реферата.

8. Публичное выступление с результатами исследования, защита реферата, ответы на вопросы преподавателя и аудитории.

9. Анализ и рефлексия проделанной работы. Определение возможных перспектив дальнейшей работы над темой.

Порядок защиты реферата

Рефераты могут быть представлены и защищены на семинарах, научно-практических конференциях, а также использоваться как зачетные работы по пройденным темам.

1. На защиту должен быть представлен сам реферат и текст его защиты в печатном виде (без наличия текста реферата защита невозможна).

2. Автор реферата зачитывает основные положения своей работы, которые должны отражать актуальность выбранной темы, ссылки на первоисточники, основные выводы и перспективы исследования. Время выступления семь - восемь минут.

3. Автор реферата отвечает на вопросы преподавателя и коллег.

Критерии оценки реферата

Реферат проверяется преподавателем, защищается студентом и оценивается по следующим критериям.

1. Актуальность темы исследования.

2. Соответствие содержания теме.

3. Глубина проработки материала.

4. Правильность и полнота использования источников.

5. Соответствие оформления реферата требованиям и стандартам.

6. Последовательность и содержательность выступления, качество ответов на вопросы аудитории.

КУРСОВАЯ РАБОТА

Письменная курсовая работа - самостоятельная разработка конкретной темы с элементами научного анализа, отражающая приобретенные студентом теоретические знания и практические навыки, умение работать с литературой, анализировать источники, делать обстоятельные и обоснованные выводы. Письменные курсовые работы по дисциплинам учебного плана являются важным этапом обучения студентов, способствующим формированию навыков самостоятельного научного и практического подхода к освоению учебного материала. Кроме того, письменные курсовые работы позволяют осуществить контроль за самостоятельной работой студента и оценить, наряду с экзаменами и зачетами, подготовленность будущего специалиста. Объем курсовой работы составляет 25-35 страниц.

Выполнение письменных курсовых работ регламентируется учебными планами по каждому направлению подготовки. В учебном плане указывается наименование дисциплины, по которой запланировано выполнение курсовой работы, семестр и вид отчетности (защита). Курсовые работы являются, так же как экзамены и зачеты, одним из видов текущей аттестации. На выполнение курсовой работы отводится 17 недель. Письменные курсовые работы являются обязательным видом учебных занятий и выполняются студентами по месту обучения.

Тематика курсовых работ утверждается на учебно-методическом заседании кафедры. Студент имеет право ознакомиться со списком утвержденных тем и выбрать тему в соответствии со своими научными интересами, а также может предложить свою тему, если её утвердит научный руководитель. Курсовые работы являются обязательным этапом, предшествующим написанию и защите выпускной квалификационной работы. Курсовые работы должны отвечать квалификационным требованиям по содержанию и оформлению. Каждый студент выбирает преподавателя, который будет выполнять функции его научного руководителя.

Студент лично отвечает за качество и оформление курсовой работы. Для качественного написания работы студент обязан консультироваться со своим научным руководителем, представлять ему отчет о выполненных заданиях и проделанной работе раз в две недели.

Выбор темы курсовой работы

Выбор темы предполагает полную самостоятельность студента, исходя из его уровня понимания и осознания актуальности темы, оценки ее теоретического и практического значения. Обязательным условием является соответствие темы курсовой работы требованию государственных образовательных стандартов к содержанию учебной дисциплины. Предполагается, что изучаемая тема является актуальной в современной научной парадигме.

Студент, как правило, выбирает тему курсовой работы из предлагаемого перечня, однако может предложить свою тему в пределах учебного плана данного курса с обоснованием необходимости ее разработки и по согласованию с руководителем. Свобода выбора тем курсовых работ позволяет реализовать индивидуальные научные интересы и своеобразие познавательных стилей студентов.

К четвертому семестру студент психологически и теоретически готов к написанию первого научного исследования. Уже на 1-м курсе студенты знакомятся со структурой учебного плана по направлению, где определены дисциплины, по которым предусмотрено написание курсовых работ. Идеи для выбора темы могут возникнуть из докладов и выступлений на семинарах, по результатам проведения учебной практики и т.д.

Опыт НСИ показал, что наибольшую трудность вызывает выполнение первой курсовой работы. Поэтому на младших курсах рекомендуется выбирать конкретные темы, так как это даст возможность глубже вникнуть в проблематику курсовой работы, избежать поверхностности, описательного характера излагаемого материала. Соразмерность цели обеспечит студенту интерес к выполняемой работе. Возможно, что первая курсовая работа будет представлять собой подробное теоретическое (реферативное) исследование.

Рационально первоначально выбранную тему курсового исследования развивать в последующих работах. Логическим завершением развития выбранной темы может стать выпускная квалификационная работа.

Таблица 1 – Количественные и качественные различия между курсовой работой и ВКР

Количественные и качественные различия Курсовая работа Выпускная квалификационная работа
Новизна Может не быть Должна быть представлена
Объем Не менее 25 стр. печатного текста Не менее 50 страниц печатного текста (для дипломной работы – не менее 80 страниц)
Анализ теоретических источников по теме исследования Не менее 20 источников Более 30 источников
Изучение проблемы Общие подходы к ее решению Характеристика общих подходов и разработка конкретного пути ее решения
Выдвижение гипотезы Описательная, возможна в последней курсовой – объяснительная Объяснительная, возможно несколько, возможны подгипотезы
Характер опытно-экспериментальной работы Добывание фактов для доказательства гипотезы на теоретическом уровне, если это первая курсовая Добывание фактов на теоретическом и эмпирическом уровне
Практическая значимость Не выделяется Обязательна
Апробация результатов Не обязательна Желательна

Таблица 2 – Виды работ и их исполнители по этапам подготовки ВКР

Виды работ Исполнители работ
Студент Руководитель дипломного проектирования Рецензент дипломной работы Выпускающая кафедра Заведующий выпускающей кафедрой Секретарь ГАК ГАК
Предварительный этап
Выбор темы ВКР х х
Выбор объекта ВКР х х
Регистрация объекта и темы работы на выпускающей кафедре х х
Назначение руководителя ВКР х х х
Согласование темы и выдача задания на преддипломную практику х х
Этап преддипломной практики
Прохождение практики и сбор материала для ВКР х х х х
Отчет о практике. Сдача зачета по преддипломной практике х х х
Основной этап
Подготовка приказа об утверждении темы и руководителей ВКР х х
Исследовательская работа х х
Предзащита ВКР х х х
Оформление законченной работы х х х
Отзыв руководителя х
Рецензия на ВКР х
Заключительный этап
Допуск к защите х х
Оформление иллюстративных материалов х х
Подготовка к защите х х
Защита ВКР х х х

Информационное обеспечение

Приступая к работе над дипломным исследованием, студент вместе с научным руководителем должен определить состав необходимой для раскрытия конкретной темы внутренней и внешней информации. К внутренней относится информация, характеризующая объект и предмет дипломного проектирования, а именно:

- характеристика основных видов деятельности предприятия, оказываемых услуг или выпускаемой продукции;

- технико-экономический и социальный уровень развития предприятия;

- имущественное и финансовое положение;

- система управления и форма собственности.

К внешней информации, влияющей на деятельность предприятия, относятся:

- правовые условия деятельности;

- экономическая ситуация в стране (регионе, городе);

- характеристика конкурентной среды;

- отношения с поставщиками и партнерами, потребителями и т.д.;

- другая дополнительная информация.

При выполнении ВКР необходимо использовать:

1. отчетные и плановые данные предприятия, в том числе и данные аналитического бухгалтерского учета, информацию управленческого учета;

2. действующие нормативно-правовые акты;

3. информацию статистических наблюдений, результаты натурных обследований;

4. специальные литературные источники: учебные пособия, монографии, статьи из периодических изданий и сборников научных трудов, обзорные статистические издания;

5. информацию, содержащуюся на сайтах в Интернете, CD-дисках, на других электронных носителях;

6. программные продукты.

Состав информации, ее детализация и глубина раскрытия определяются темой ВКР.

Оформление титульного листа

На титульном листе приводят следующие сведения:

1. наименование ВУЗа: Автономная некоммерческая организация высшего профессионального образования «Новый сибирский институт»;

2. наименование выпускающей кафедры: Кафедра социологии, экономики и менеджмента.

3. вид работы: конспект, доклад, контрольная работа, реферат, курсовая работа, выпускная квалификационная работа (дипломная работа);

4. наименование дисциплины, по которой пишется работа (не пишется для ВКР и дипломной работы)

5. наименование работы;

6. инициалы, фамилия исполнителя работы, его курс, форма обучения и номер группы;

7. должность, инициалы и фамилия руководителя;

8. указание «Работа допущена к защите. Зав.кафедрой ___________» (указывается для курсовой работы, ВКР и дипломной работы);

9. работа защищена на оценку;

10. дата защиты;

11. подпись и ФИО председателя ГАК;

12. место и год выполнения работы: Новосибирск 200__г.

Образцы оформления титульного листа для разных видов работ приведены в приложениях А, Б, Е, С.

Оформление основного текста

Оформления текста

Способ оформления текста должен быть единым для всей работы. Работа выполняется любым печатным способом на пишущей машинке или с использованием компьютера и принтера на одной стороне белой бумаги формата А4.

Курсовая работа, ВКР и дипломная работа записываются на отдельный носитель (дискету, СD или DVD) и распечатываются. Работа должна точно соответствовать содержанию файла на носителе. Носитель с файлом сдается на кафедру вместе со сброшюрованной работой. ВКР и дипломная работа обязательно должны быть сброшюрованы в твердом переплете.

Текст набирается в Microsoft Word, печатается на одной стороне листа формата А4 (210х297) и содержит примерно 1800 печатных знаков на странице (считая пробелы между словами и знаки препинания): шрифт Times New Roman – обычный, размер – 14 пунктов, междустрочный интервал – полуторный, автоматический перенос слов. Цвет шрифта должен быть черным.

Поля оставляются по всем сторонам текста и имеют следующие размеры: левое –30 мм, правое–10 мм, верхнее и нижнее –20 мм; абзац должен быть одинаковым по всей работе и равен 1,25 см (5 знаков).

Разрешается использовать компьютерные возможности акцентирования внимания на определенных терминах, формулах, теоремах, применяя шрифты разной гарнитуры. Гарнитура шрифта - это набор начертаний одного шрифта. Шрифт может иметь "прямое" начертание, курсивное, усиленное по насыщенности ("жирное") и т.п.

Вне зависимости от способа выполнения работы качество напечатанного текста и оформления иллюстраций, таблиц, распечаток с ПЭВМ должно удовлетворять требованию их четкого воспроизведения.

При выполнении работы необходимо соблюдать равномерную плотность, контрастность и четкость изображения по всей работе. В работе должны быть четкие, нерасплывшиеся линии, буквы, цифры и знаки.

Опечатки, описки и графические неточности, обнаруженные в процессе подготовки работы, допускается исправлять подчисткой или закрашиванием белой краской и нанесением на том же месте исправленного текста (графики) машинописным способом или черными чернилами, пастой или тушью - рукописным способом.

Повреждения листов работы, помарки и следы не полностью удаленного прежнего текста (графики) не допускаются.

Фамилии, названия учреждений, организаций, фирм, название изделий и другие имена собственные в работе приводят на языке оригинала. Допускается транслитерировать имена собственные и приводить названия организаций в переводе на язык работы с добавлением (при первом упоминании) оригинального названия.

Нумерация страниц

Страницы работы следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту работы. Номер страницы проставляют в центре нижней части листа без точки.

Титульный лист включают в общую нумерацию страниц работы. Номер страницы на титульном листе не проставляют.

Иллюстрации и таблицы, расположенные на отдельных листах, включают в общую нумерацию страниц работы.

Иллюстрации и таблицы на листе формата A3 учитывают как одну страницу.

Не включаются в общую нумерацию ВКР и дипломной работы «Задание на выполнение ВКР», «Отзыв руководителя», «Рецензия».

«Задание на ВКР» переплетается вместе со всей работой, а «Отзыв руководителя», «Рецензия» и другие документы, подтверждающие научную и практическую ценность работы, вкладываются в карман-конверт сброшюрованной ВКР.

Оформление иллюстраций

Иллюстрации (чертежи, графики, схемы, компьютерные распечатки, диаграммы, фотоснимки) следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице.

Иллюстрации могут быть в компьютерном исполнении, в том числе и цветные.

На все иллюстрации должны быть даны ссылки в работе.

Чертежи, графики, диаграммы, схемы, иллюстрации, помещаемые в работе, должны соответствовать требованиям государственных стандартов Единой системы конструкторской документации (ЕСКД).

Допускается выполнение чертежей, графиков, диаграмм, схем посредством использования компьютерной печати.

Фотоснимки размером меньше формата А4 должны быть наклеены на стандартные листы белой бумаги.

Иллюстрации, за исключением иллюстрации приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией.

Если рисунок один, то он обозначается "Рисунок 1".

Слово "рисунок" и его наименование располагают посередине строки.

Допускается нумеровать иллюстрации в пределах главы. В этом случае номер иллюстрации состоит из номера главы и порядкового номера иллюстрации, разделенных точкой. Например, Рисунок 1.1 (см. Пример 1).

Пример 1.

Рисунок 1 – Влияние стилей лидерства на составляющие организационного климата

Иллюстрации, при необходимости, могут иметь наименование и пояснительные данные (подрисуночный текст). Слово "Рисунок" и наименование помещают после пояснительных данных и располагают следующим образом: Рисунок 2 - Сравнение численных значений характеристик Хофстида для деловой культуры России (см. Пример 2).

Иллюстрации каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения приложения. Например, Рисунок А.3.

Примеры ссылок на иллюстрации.

1. На рисунке 2 видно, что наибольшие изменения претерпел такой параметр деловой культуры, как «избежание неопределённости».

2. Вторым параметром деловой культуры, который заметно, хотя и не в такой степени как предыдущий, изменился, является «мужественность — женственность» (см. Рисунок 2).

Пример 2.

ИН – избежание неопределенности; И/К – индивидуализм - коллективизм;

ДВ – дистанция власти; М/Ж – мужественность – женственность

Рисунок 2 – Сравнение численных значений характеристик Хофстида для деловой культуры России

Обратите внимание! Все иллюстрации (чертежи, графики, диаграммы, схемы и т.п.) обозначаются как «Рисунок»

Оформление таблиц

Таблицы применяют для лучшей наглядности и удобства сравнения показателей. Наименование таблицы, при его наличии, должно отражать ее содержание, быть точным, кратким. Наименование таблицы следует помещать над таблицей слева, без абзацного отступа в одну строку с ее номером через тире.

Таблицу следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице.

Ширина таблицы не должна превышать ширину полосы текста.

На все таблицы должны быть ссылки в работе. При ссылке следует писать слово "таблица" с указанием ее номера.

Таблицу с большим числом строк допускается переносить на другой лист (страницу). При переносе части таблицы на другой лист (страницу) слово "Таблица", ее номер и наименование указывают один раз слева над первой частью таблицы, а над другими частями также слева пишут слова "Продолжение таблицы" и указывают номер таблицы.

При делении таблицы на части допускается ее головку заменять номером граф и строк. При этом нумеруют арабскими цифрами графы первой части таблицы.

Если цифровые или иные данные в какой-либо строке таблицы не приводят, то в ней ставят прочерк.

Цифровой материал, как правило, оформляют в виде таблиц. Пример оформления таблицы приведен в примере 3.

Пример 3.

Таблица 1 - Образовательные практики населения Калининского района (в % от всей совокупности опрошенных)

Уровни образования Респондент Мать респондента Отец респондента
нет образования 2,0 4,0 3,0
начальное 1,0 4,0 2,0
среднее общее (8-9 классов) 5,9 4,0 2,0
среднее полное (10-11 классов) 6,9 6,9 2,0
среднее специальное 19,8 22,8 9,9
начальное профессиональное (ПТУ, ПУ) 15,8 11,9 11,9
незаконченное высшее 8,9 7,9 5,0
высшее 37,6 37,6 30,7
ученая степень 2,0 0,0 1,0

Таблицы, за исключением таблиц приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией.

Допускается нумеровать таблицы в пределах главы. В этом случае номер таблицы состоит из номера главы и порядкового номера таблицы, разделенных точкой.

Таблицы каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения приложения.

Если в отчете одна таблица, то она должна быть обозначена "Таблица 1" или "Таблица В.1", если она приведена в приложении В.

Заголовки граф и строк таблицы следует писать с прописной буквы в единственном числе, а подзаголовки граф - со строчной буквы, если они составляют одно предложение с заголовком, или с прописной буквы, если они имеют самостоятельное значение. В конце заголовков и подзаголовков таблиц точки не ставят.

Таблицы слева, справа и снизу, как правило, ограничивают линиями. Допускается применять в таблице 12 размер шрифта.

Разделять заголовки и подзаголовки боковика и граф диагональными линиями не допускается.

Горизонтальные и вертикальные линии, разграничивающие строки таблицы, допускается не проводить, если их отсутствие не затрудняет пользование таблицей.

Заголовки граф, как правило, записывают параллельно строкам таблицы. При необходимости допускается перпендикулярное расположение заголовков граф.

Головка таблицы должна быть отделена линией от остальной части таблицы.

Оформление приложения

Приложение оформляют как продолжение данной работы на последующих ее листах. В тексте работы на все приложения должны быть даны ссылки. Приложения располагают в порядке ссылок на них в тексте работы.

Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием наверху посередине страницы слова "Приложение", его обозначения.

Приложение должно иметь заголовок, который записывают симметрично относительно текста с прописной буквы отдельной строкой.

Приложения обозначают заглавными буквами русского алфавита, начиная с А, за исключением букв Ё, З, Й, О, Ч, Ъ, Ы, Ь. После слова "Приложение" следует буква, обозначающая его последовательность.

Допускается обозначение приложений буквами латинского алфавита, за исключением букв I и O.

В случае полного использования букв русского и латинского алфавитов допускается обозначать приложения арабскими цифрами.

Если в отчете одно приложение, оно обозначается "Приложение А".

Текст каждого приложения, при необходимости, может быть разделен на разделы, подразделы, пункты, подпункты, которые нумеруют в пределах каждого приложения. Перед номером ставится обозначение этого приложения.

Приложения должны иметь общую с остальной частью документа сквозную нумерацию страниц.

Приложения отделяются от основной части работы надписью на отдельном листе «Приложения» или «Приложение» (если приложение только одно). Надпись делается посередине страницы приписными буквами.

Правила цитирования

Цитата является точной, дословной выдержкой из какого-либо текста, включенного в собственный текст. Цитаты, как правило, приводятся только для подтверждения аргументов или выводов автора. При цитировании наибольшего внимания заслуживает современная литература и первоисточники. Общий подход к цитированию состоит в том, что цитаты могут быть в каждой главе и параграфе, за исключением тех мест, в которых автор развивает свою позицию или подытоживает результаты исследования.

Работа не должна быть переполнена цитатами, которые плохо связаны между собой. На одной странице текста не должно быть более трех цитат. Если же требуется большее количество цитат, то их лучше давать в собственном пересказе с указанием на источник.

Пример. По мнению Л.С. Выготского дети с задержкой речи оказываются отсталыми в развитии своего воображения. Следовательно, существует значимая связь между развитием воображения и развитием речи [10, с.81].

При цитировании чужой текст заключается в кавычки и приводится в той грамматической форме, в которой он дан в источнике.

Пример. В разнообразных ситуациях могут возникать девиации сексуального поведения. "Наиболее подвержены сексуальным провокациям подростки с недостаточно развитым чувством моральных запретов" [15, с. 93].

Если цитата воспроизводит только часть предложения цитируемого текста, то после открывающихся кавычек ставят многоточие, и начинают ее со строчной буквы.

Пример. П.Я. Гальперин утверждал "…абстракции очищают и упрощают материал и тем существенно облегчают действие" [2, с. 30].

Строчная буква ставится и в том случае, когда цитата органически входит в состав предложения, независимо оттого, как она начиналась в источнике.

Пример: По мнению А.Н. Леонтьева "психика возникает и развивается у животных именно потому, что иначе они не могли бы ориентироваться в среде" [9, с. 14].

Пропуск слов, предложений, абзацев при цитировании допускается лишь тогда, когда это не искажает смысл всего фрагмента, и обозначается многоточием в местах пропуска.

Пример. "Непрерывность развития личности проявляется двояким образом: с одной стороны, процесс личного созревания идет постепенно... с другой стороны, индивид сохраняет важные особенности ... своей личности" [11, с. 16].

Если в приводимой цитате автором работы выделяются какие-то слова, то внизу страницы делается сноска.

Пример. С.Л. Рубинштейн доказал тот факт, что "... мотивы человеческой деятельности являются отражением более или менее адекватно преломленных в сознании объективных движущих сил человеческого поведения"1.

____________________________________

1. Курсив автора работы.

При этом, все ссылки на цитаты должны быть также отражены в списке используемых источников. Правила оформления данного списка приведены в следующем разделе.

Приложение А

Приложение Б

Приложение В

Приложение Г

Введение




5219386179790021.html
5219418453973718.html
    PR.RU™